Дорогие родители!
В этом разделе мы будем делиться с вами интересными статьями о воспитании и развитии наших деток. Опытный педагог-психолог ответит на все ваши вопросы после почтения каждой статьи. Мы надеемся, что наши статьи будут вам полезны и интересны.
"О сенсетивных периодах развития"...
Автор педагог-психолог Александра Катерещук.
Педагоги, психологи, нейрофизиологи давно подметили существование "сенситивных периодов" в развитии ребенка.
Сенситивные периоды развития - это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких, связанных друг с другом, областях.
Классификация сенситивных периодов:
В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды будут относиться к разным областям развития и деятельности: сенсорных областей (способы восприятия окружающего мира), мышление, творческие способности, познавательные способности и др.
Сенситивный период является наиболее благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Это наилучшее время по восприятию всего нового. Скорость восприятия материала в такой период в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды. Важно отметить, что прохождение сенситивных периодов, время их наступления и результаты на 80% зависят от среды, и лишь на 20% (и менее) зависит от генетических факторов.
После окончания сенситивного периода угасает возможность интенсивного развития соответствующих ему способностей.
Если «упустить момент», дальнейшее развитие конкретной функции или способности будет протекать медленнее и менее эффективно.
Поэтому для родителей крайне полезно знать данные периоды.
Какие же сенситивные периоды характерны для того или иного возраста? Давайте узнаем.
Возрастная периодизация сенситивных периодов развития.
Если вашему малышу от 1 до 3, то у него благоприятный период для:
В этом возрасте происходит глобальное нарастание словарного запаса ребенка. Дети очень восприимчивы к слышимой речи, пытаются повторять за взрослым слова; усваивают их значения. С этим возрастом у всех родителей связано много смешных историй о том, как дети коверкают слова: анан (банан), тапи (тапки), ...список можно продолжать до бесконечности. Педагоги не рекомендуют родителям упрощать речь и создавать «детский язык». Наоборот, речь взрослого должна быть четкой, правильной и грамотной. В данном возрасте ребенок нуждается в том, что бы ему рассказывали и читали как можно больше; т.е. расширяли его словарный запас и представления о родном языке.
Маленькому ребенку очень важен внешний порядок. Привычный порядок вещей для малышей важен в окружающей среде (помещении), во времени, в отношениях с взрослыми. Поэтому и педиатры, и педагоги настаивают на соблюдении режима дня; а дети в этом возрасте очень привязаны к определенным ритуалам. Например, если годовалую кроху всегда купал папа, и вдруг, мама понесла его в ванную, он может капризничать: ведь нарушен установленный порядок.
На основе внешнего порядка малыш строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, соблюдение правил, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда до 3 лет.
Данная область развивается у детей до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) возможен лишь при специальной тренировке каждого из них. В течение всего указанного периода те или иные стороны органов восприятия развиваются в разное время. Ребенок в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.У каждого ребенка время развития того или иного аспекта индивидуально.
Как понять, что у вашего малыша появилось потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств?
Нужно создать для него соответствующую среду с помощью игрушек. И просто понаблюдать: что больше всего привлекает ребенка из предоставленных предметов, что он особенно любит делать?
Как известно, во время движения происходит насыщение крови кислородом. А через кровь питательные вещества поступают во все органы, в том числе и мозг. Благодаря этому идет интенсивное развитие всех психических функций у ребенка. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.
В данном возрасте малыша интересуют простые движения. Начиная с 1 года, он активно учится ходить, бегать и прыгать.
Вашему ребенку 3-4 года:
Речь ребенка уже осознана и понятна окружающим; он научается выражать свои мысли в целых предложениях. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, т.е. буквами. Они с удовольствием обводят буквы, выкладывают магнитные буквы на доске и т.д.
Движения становятся более сложными, требующими определенного уровня координации.
Начиная с 2,5 – 3 лет ребенок подражает всему, что увидел дома или по телевизору. Он быстро усваивает формы общения и хочет их применять. В том числе начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.
Родители помните об этом, когда общаетесь между собой в присутствии ребенка; следите за тем, что видит ваш малыш по телевизору.
Вашему ребенку 4-5 лет:
Если до этого периода речевое развитие у ребенка протекало правильно, то в 4-4,5 года он естественным образом приходит к тому, что начинает спонтанно писать отдельные слова или целые фразы.
А в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать.
Отметим, что первоначально идет развитие умения писать, а потом уже читать. Поскольку процесс чтения более сложен, так как помимо различения букв и умения складывать их в слова, от ребенка требуется еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами.
Заканчивается этот период в 6 лет.
Для родителей, чьи дети активно посещают детский сад и другие детские образовательные учреждения знакомо, что каждый день ребенок преподносит что-то новое в своем лексиконе и поведении. Это особенность связана с сенситивным периодом для данной сферы деятельности – общения.
О значении сенситивных периодов в жизни ребенка.
Развитием дошкольников и изучением сенситивных периодов данной возрастной группы занималась итальянская врач и педагог Мария Монтессори. Она является автором педагогической системы, которая широко применяется по всему миру и в нашей стране. Данная система как раз и основана на знаниях о сенситивных периодах развития дошкольников. Указанные выше аспекты жизни и деятельности продолжают развиваться и совершенствоваться и в младшем школьном, и в подростковом возрасте. Но они базируются на способностях, приобретенных в дошкольном детстве. Поэтому, крайне важно своевременно «заложить базу». Все детские психологи, педагоги и педиатры особенно важное значение придают именно дошкольному детству и твердят родителям: «не упустите своих детей!»